телефон +7 (4712) 55-17-01 | +7 (910) 740- 82- 31 адрес Курск, ул. Гайдара, д. 3, оф. №2

Термин пришел к нам из Европы, где подобный способ оформления ДТП без участия полиции используется уже давно.

Основная идея европротокола заключается в том, что водители не ждут сотрудников ГИБДД, а сами оперативно оформляют определенные документы на месте и разъезжаются. Эффективность очевидна – максимально нейтрализуется возможность образования многокилометровых пробок, которых и без того хватает в российских мегаполисах. Сотрудники ГИБДД, в свою очередь, «разгружаются» и занимаются действительно серьезными инцидентами на дороге, не отвлекаясь на мелкие происшествия.

Применение европротокола возможно, если оба водителя солидарны во мнении о виновнике ДТП и сумме компенсации для устранения повреждений. Изначально «потолок» выплат составлял 25 тыс. руб., но с августа он вырос до 50 тысяч. Для воплощения новшества в жизнь необходимо, чтобы у каждого водителя был оформлен полис ОСАГО, причем не ранее 2 августа 2014 года. В противном случае извольте ограничиться 25 тысячами.

Главное ограничение применения Европроткола в России - это ограничение максимального размера выплаты при таком (упрощенном) оформлении ДТП.

Но ключевой вопрос данной проблемы не в том, КАКИМ должен быть лимит, а ЗАЧЕМ он вообще нужен.


Есть четкий набор критериев возможности применения Европротокола, которые каждый участник ДТП способ определить на место ДТП:

  • только два участника (два транспортных средства);
  • оба застрахованы по ОСАГО;
  • нет пострадавших - не причинен вред жизни или здоровью;
  • у участников нет разногласий в части описания обстоятельств ДТП и причиненных повреждении.

Размер ущерба на месте ДТП даже специалист может определить только приблизительно. Не специалист может лишь предполагать, каков будет этот размер, следовательно, принять адекватное решение об оформлении Европротокола участники ДТП не могут.

Такое ограничение существует лишь в России, в других европейских странах применение Европротокола ограничивается лишь в случае причинении вреда жизни или здоровью. При этом любое ограничение размера ущерба всегда ущемляет интересы самих участников ДТП.

Единственный смысл введения таких ограничений это борьба с мошенничеством в страховании.

Фактически документ (Извещение о ДТП - Европротокол) у нас есть (утвержден), а реальной системы, позволяющей эффективно этим документом пользоваться - нет!


Европротокол по КАСКО

Сегодня требования к оформлению ДТП для получения выплаты по каско у многих страховщиков не предусматривают возможность оформления Европротокола (оформления документов без вызова сотрудников полиции) - это остается, пожалуй, самой важной причиной медленного развития Европротокола в России. Многие страхователи отказываются оформлять Европротокол как раз из-за опасения отказа в выплате по каско.


Бесконтактное ДТП и Европротокол

Одним из ограничений применения Европротокола должны стать, так называемые, "бесконтактные ДТП". Один водитель нарушил ПДД (например, выехал на перекресток, не соблюдая знаки приоритета), второй водитель, пытаясь избежать столкновения с первым автомобилем, совершил маневр, не справился с управлением и врезался в столб. Непосредственного контакта между автомобилями не было, потому такое ДТП и называют "бесконтактным".

Сегодня четких критериев определения ответственного за причиненный вред в такой ситуации нет. Правила дорожного движения предписывают водителю при появлении помехи движению применять все возможные меры к остановке машины, а не производить какие-либо маневры. Чтобы суду принять обоснованное решение в такой ситуации требуется проведение трасологической экспертизы.

Для подобных ситуаций Европротокол применяться не может, т.к. для проведения трасологии требуется, как минимум, подробная схема места ДТП, составляемая сотрудниками ГИБДД.

Аналогичные проблемы возникают в ситуациях, когда автомобили лишь незначительно соприкоснулись, после чего один из них врезается в какое-нибудь препятствие. В этой ситуации также требуется оформление ДТП сотрудниками ГИБДД, чтобы избежать ненужных проблем с Европротоколом.


Что должен знать и сделать виновник ДТП при оформлении ЕВРОПРОТОКОЛА

Виновник ДТП при оформление Европротокола по новым правилам (со 2 августа 2014 года) обязан:

  1. Совместно со вторым участником ДТП заполнить лицевую сторону Извещения о ДТП (Европротокол). Далее Извещение о ДТП разделяется на два равнозначных листа - каждому участнику ДТП по одному одинаковому листу (самокопир считается полностью идентичным первому листу).
  2. На своем листе Извещение о ДТП заполнить обратную сторону.
  3. Свой экземпляр Извещения о ДТП обязательно отправить в свою страховую компанию по адресу, указанному на полисе ОСАГО - не позднее 5-ти дней с момента ДТП. Чем раньше - тем лучше!
  4. Не ремонтировать и не утилизировать свой автомобиль до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП. Это делается, что страховая компания при необходимости могла осмотреть повреждения автомобиля.
  5. Предоставить машину на осмотр в свою страховую компании, если она этого потребует, не позднее 5-ти дней со дня получения такого требования.

Важно! Нарушение указанных требований может привести к применению к виновнику ДТП серьезных санкций - страховая компания может по Закону взыскать с нарушителя всю сумму, которую она заплатит потерпевшему в ДТП.


Можно ли «виновник» позже оспорить подписанное им Извещение о ДТП?

К сожалению, доскональным знанием всех нюансов Правил дорожного движения может похвастаться очень малая часть водителей. К чему может привести недостаточное знание ПДД при оформлении Европротокола?

Возможны ситуации, когда один из водителей-участников ДТП посчитал себя виновным и отметил это в Извещении о ДТП, второй участник, естественно, согласен с виной своего оппонента.

Но вот наш "виновник" вернулся домой, стал перечитывать Правила дорожного движения и понял, что неправильно оценил ситуацию, а на самом деле виноват в ДТП не он. Примеров таких ошибок можно привести множество.

Может ли "виновник" отозвать свою подпись под Извещением о ДТП, внести каким-либо образом исправления, чтобы избежать "неправильной" ответственности и самому получить выплату по ОСАГО?

Сегодня на это вопрос нет однозначного ответа - система Европротокола в России еще находится в зачаточном состоянии. Вместе с тем, после внесения изменений в Закон об ОСАГО в части совершенствования Европротокола, данный вопрос обязательно найдет свое отражение или в самом Законе, или в Правилах ОСАГО, или в разъяснениях РСА.


Порядок заполнения Извещения о ДТП.

Извещение о ДТП является официальным безотзывным документом. Каждый экземпляр Извещения о ДТП состоит из двух скрепленных листов: первого и самокопира (второго листа).

Лицевая сторона первого листа совместно заполняется и подписывается обоими участниками ДТП.

После заполнения лицевой стороны Извещение разъединяется - каждому из участников ДТП по одному экземпляру.

Примечание:

Ответственность каждого из участников ДТП определяется только в соответствии с данными, вносимыми обоими участниками ДТП на лицевой стороне Извещения.

Рекомендуется первый лист Извещения о ДТП оставлять предполагаемому потерпевшему, второй лист (самокопир) - предполагаемому виновнику ДТП. В принципе, не имеет значения, кому достанется первый лист, а кому второй (рекомендации связаны с тем, что оригинал Извещения легче отсканировать и переслать Страховщику виновника при прямом возмещении убытков).

После разъединения экземпляров Извещения внесение изменений на лицевой стороне Извещений не допускается.

Оба участника ДТП обязаны самостоятельно заполнить обратные стороны Извещения. Обратную сторону рекомендуется заполнить уже дома (во Франции даже рекомендуют ее заполнять вместе с юристом).

Примечание:

На обратной стороне Извещения о ДТП имеется бланк декларации, он заполняется каждым водителем отдельно. Эти данные позволяют получить дополнительную информацию, необходимую для разбирательства страхового случая.

Извещение считается заполненным только в случае если:

  • экземпляры разъединены;
  • заполнены обе стороны каждого экземпляра Извещения.

В некоторых случаях, информация с обратной стороны Извещения о ДТП от виновника ДТП может и не понадобиться для подтверждения страхового случая. Но лучше не рисковать: есть обязанность заполнить обе стороны Извещения каждым участником - значит нужно заполнить, чтобы не давать лишнего повода страховым компаниям отказать в страховой выплате.


Какие есть основания для отказа в выплате по европротоколу?

Если виновник ДТП не предоставит бланк европротокола в течение пяти дней либо будут ошибки/помарки.

Изучение форумов, тематических сайтов с вопросами рядовых автомобилистов свидетельствуют о том, что нередко страховщики пользуются юридической безграмотностью водителей и по совершенно надуманным поводам отказывают в использовании европротокола. Тем не менее реальный отказ получает лишь каждый десятый обратившийся. Было бы по-настоящему странно, если бы компании абсолютно беспроблемно отнеслись к относительно новому для нашей страны подходу.


Радужные перспективы

Тем не менее благодаря действиям РСА и правительства уже сейчас абсолютно понятно, что с 2016 года страховые компании перестанут относиться к европротоколу с опаской, а водители не будут бояться использовать заморскую систему. Постановлением четко определена главная часть общей системы – тот самый «удаленный сервер», где будут собираться данные и передаваться затем страховщикам. Им станет государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС».

Вплоть до настоящего времени «путает карты» следующий парадокс. Открываем закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и находим поправку ст. 11, п. 6: «должны быть представлены данные об обстоятельствах […] с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия)». И далее упоминается ГЛОНАСС. А теперь, внимание: «Пункт 6 статьи 11.1 вступает в силу с 1 октября 2019 года».

Пунктом ниже: «Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии […] устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так вот, здесь можно найти постановление с теми самыми правилами, утвержденными 1 октября 2014 года. Факт в том, что нередактируемость на стороне оборудования необходима только для тех самых телематических ГЛОНАСС-систем и вообще никак не затрагивает средства фото- и видеофиксации. Да, это вступает в прямое противоречие с поправками 2019 года, но, возможно, к тому времени неточности разрешатся.

В то же время сложно переоценить важность вступившего в силу 1 октября документа с правилами предоставления информации о ДТП без привлечения ГИБДД. Здесь четко прописано, что необходимо предоставить «электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля».

Проще говоря, имеются в виду два момента. Первый – вам вроде бы не обязательно использовать регистратор. Закон не требует видеофиксацию процесса аварии – необходимо видео или фотоподтверждение последствий ДТП. А чем их делать – дело ваше, хоть регистратором, хоть смартфоном. Другое дело – обязательно прилагается заявление, в котором водитель подтверждает, что предоставленная информация является некорректируемой. То есть автомобилист не «фотошопил» снимки и не монтировал видео. Второй момент — очевидно, что регистратор лучше все же иметь под рукой. Причем такой, чтобы на видео были штампы даты и времени, а также координат. А это означает, что модель должна быть оснащена GPS-модулем или двухсистемным ГЛОНАСС/GPS-приемником.

На видео или фото должно быть отражено четыре информационных аспекта, включая госномера машин и их расположение «с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам». Так что заранее предостерегаем: не стоит экономить и выбирать регистратор, который выдаст нечто мутно-размытое, исключающее использование европротокола.


Частное мнение

Мы внимательно изучили настоящие и будущие особенности использования европротокола в России. И вынуждены не согласиться с многими коллегами и даже авторитетными в среде автомобилистов людьми. Прежде всего, и правительство, и РСА предпринимают очень серьезные усилия, чтобы в конце концов в нашей стране владельцы машин и страховщики без проблем пользовались европротоколом.

Без шероховатостей не обходится. Тут и годовая необходимость страховщиков с потенциальной повышенной активностью мошенников, и рядовые автомобилисты, вынужденные пережить период действительно неохотной работы страховых организаций с европротоколом. Однако в который раз подчеркнем – фактические цифры говорят о том, что европротокол становится популярнее, а доля отказов по выплатам в общем числе заявок составляет незначительный процент.

В первую очередь необходимо работать над образовательной составляющей. В идеале должны быть реализованы предложения Минобрнауки, предполагающие еще на стадии получения прав знакомство водителей с особенностями применения европротокола. Самим водителям никто не мешает заблаговременно изучить бланк европротокола, распечатать, ознакомиться и держать в бардачке советы по оформлению. Если же «сидеть ровно» и лишь в последний момент звонить в страховую, в стрессовой ситуации вы рискуете наделать ошибок. Так что активность должна быть обоюдной — излишняя беспечность еще никому не шла на пользу.


Заключение

В ближайшие год-два в России практика европротокола станет повсеместной, водители перестанут бояться отказов в выплатах, а страховщики – подозревать в каждом обратившемся мошенника. Казалось бы, звучит слишком хорошо, но все именно к этому и идет. Россияне оказались даже в более выгодном положении, чем жители других стран. Например, в некоторых штатах Америки лимит компенсации эквивалентен 40 тыс. руб., так что отечественное законодательство даже прогрессивнее, чем в ряде стран. Будут ли нам завидовать зарубежные автомобилисты? Время покажет.



Нормы Закона об ОСАГО в части «Европротокола» 2014г.

Для решения части вопросов по "Европротоколу" приняты поправки в Закон об ОСАГО, которые вступили в силу со 2-го августа 2014 года:

Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции

1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" настоящего пункта;

б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

(пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)

2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

(пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)

3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

(пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)

4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей.

(пункт вступает в силу через 10 дней после официального опубликования Закона и действует до 30 сентября 2019 года)

(положения данного пункта применяется к отношениям, возникшим в связи с дорожно-транспортным происшествием, гражданская ответственность обоих участников которого застрахована по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным начиная со 2 августа 2014 года)

5. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции ограничение по размеру страховой выплаты, предусмотренное пунктом 4 настоящей статьи, не применяется и страховая выплата осуществляется потерпевшему в пределах страховой суммы, установленной подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона, при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

(пункт вступает в силу с 1 октября 2014 года и действует до 30 сентября 2019 года)

(положения данного пункта применяется к отношениям, возникшим в связи с дорожно-транспортным происшествием, гражданская ответственность обоих участников которого застрахована по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, после 1 октября 2014 года)

(до 1 января 2017 года кроме системы ГЛОНАСС разрешается использовать данные иных глобальных спутниковых навигационных систем)

6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

(пункт вступает в силу с 1 октября 2019 года)

7. Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(пункт вступает в силу с 1 октября 2014 года)

8. Потерпевший, получивший страховую выплату на основании настоящей статьи, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей.

Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховой выплате и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству.

(пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)


Статья 14. Право требования страховщика к причинителю вреда

1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:

ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;


Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков

1. Профессиональное объединение страховщиков:

2) информирует владельцев транспортных средств о порядке оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона;